Публикации

23.01.2013
«Ключ от вечности». Три цикла фильмов о русском искусстве. Кинопоказы и дискуссии

«Ключ от вечности». Три цикла фильмов о русском искусстве. Кинопоказы и дискуссии

 «Ключ от вечности» - программа документальных фильмов о русском искусстве, ставшая одной из наиболее значимых в деятельности Русско-американского культурного центра минувшего года, не ограничиваясь мероприятиями 2012-го, продолжает набирать силу. Демонстрации фильмов и дискуссии об основных периодах русского  искусства, включая драматические коллизии советского искусства двадцатого века, оказались востребованными американскими колледжами.

Программа состоит из трех циклов по четыре фильма «Икона, ключ от вечности», «Парадный портрет власти», и «Укрощение таланта», посвященных важнейшим периодам и  явлениям русского искусства.

«Икона, ключ от вечности» - это рассказ о ключевых моментах развития русской иконы. Пришедшая на Русь из Византии после принятия христианства в 988 году иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века и впервые определила место искусства России в истории и контексте мировой культуры.

Следующим по значению вкладом в мировую культуру стало искусство русского авангарда 1910-1920х годов. Его история и судьба некоторых из его представителей в центре цикла «Укрощение таланта». Герои цикла – четыре художника-авангардиста, Владимир Лебедев, Натан Альтман, Николай Суетин, Лазарь Хидекель. Их молодость пришлась на 20-е годы – времена странного романа молодой Советской власти и русского авангарда. Они творили новое искусство новой страны, не замечая, что самой стране уже не нужны новаторы, бунтари и мечтатели. В отличие от многих деятелей русского искусства, герои цикла не эмигрировали из СССР, их не коснулись аресты и репрессии. Они прожили долгую жизнь, продолжали работать, но в историю искусства их имена войдут именно работами 20-х годов.

С этим циклом непосредственно связаны серии фильмов «Парадный портрет власти», где на фоне истории становления социалистического реализма рассказывается о художниках, ставших «придворными» в силу сложившихся обстоятельств. Образы правителей во все времена привлекали творцов. Русские императоры и императрицы выписывали портретистов из-за границы или приглашали лучших русских мастеров. С приходом советской власти большевикам тоже потребовались парадные официальные портреты и свои преданные авторы. Кем были эти люди и что ими двигало? Как менялись каноны советского придворного портрета и были ли на самом деле советские вожди похожи на те образы, которые создавали их «придворные» мастера -Николай Андреев, Исаак Бродский, Алфред Эберлинг и Сергей Налбандян.

Организация и сама возможность проведения этой программы являются инициативой Русско-американского культурного центра. Все началось с того, что Регина Хидекель, директор Центра, была приглашена создателями сериалов в качестве одного из искусствоведов - экспертов наряду с другими специалистами, для  участия в их создании. Серьезный подход авторов фильмов с привлечением историков, искусствоведов, работников музеев,  коллекционеров и членов семей художников, позволил создать не только галерею портретов, основанных на глубоком и тонком  анализе искусства, детальном знании биографических деталей и стремлении проникнуть в психологию мастеров, но непредвзято и всесторонне представить наиболее важные страницы отечественной истории и искусства.

Исследовательская объективная позиция создателей фильмов, в первую очередь, сценариста Ольги Радвилович, стремление переосмыслить сложившиеся стереотипы, соотнести исторический опыт Росии и русского искусства с историей мирового художественного процесса, определили актуальность и привлекательность фильмов для широкой публики, исследователей, студентов и педагогов.

Чтобы не ограничивать показы русскоязычной аудиторией, Центру предстояло выполнить первую часть проекта  - организацию работ по изготовлению английских субтитров, с участием американских и российских испонителей. Работа по обе стороны океана заняла несколько месяцев, но по общему мнению, субтитры сделаны на высоком профессиональном уровне и отлично выполняют свою функцию, сделав фильмы доступными для многоязычной нью-йоркской общественности.

Следующий этап осуществлялся в сотрудничестве с Хантер Колледж и Харриман Институтом и Бард Колледж Колумбийского университета. Два цикла – «Парадный портрет власти» и «Укрощение таланта» были объединены в единую программу под названием "Судьба художника в советской России", где попарно показывались и обсуждались фильмы из двух серий - о формировании соцреализма и привилегированных «дворцовых» художниках, и истории художественного авангарда и судьбах его представителей. Параллельно в более широком контексте обсуждались вопросы сегодняшнего восприятия этого искусства, его выставочные и рыночные стратегии. В том числе, вопрос о медленном процессе включения творчества художников русского авангарда в контекст мирового искусства. Как было наглядно представлено,  начиная с 1930х годов художники, связанные с авангардными направлениями, вынуждены были покинуть выставочные залы и надолго замолчать, в связи с чем  их искусство было на долгий срок выведено из дискурса современного искусства. Только во второй половине века началось постепенное возвращение искусства этих мастеров, многие из которых так и не дожили до своего признания и не заняли по праву принадлежащего им места в контексте мировой культуры.

Говорит Эмиль Драйзер, профессор Хантер Колледжа, один из соорганизаторов программы «Судьба художника в Советской России»:

«Я нашел весьма уместным включить в осенний курс 2012 года документальные фильмы об искусстве, предложенные др. Региной Хидекель, Директором РАСС, с которой мы давно и плодотворно сотрудничаем. Фильмы поразили уникальным сочетанием истории искусства и политологии. Демонстрацию фильмов предваряла вводная лекция,  а по окончании наступала не менее важная часть - обсуждение и ответы на вопросы. Мероприятие было открыто не только для студентов моего курса, но всех студентов Хантер колледжа, преподавателей и широкой общественности. Мне приятно, что тема привлекла рекордное количество зрителей.

Высокий уровень дискуссии на экране и в зале, тонкий подход к анализу сложнейших взаимоотношений между интеллигенцией и представителями власти, раскрывал механизмы функционирования советской системы в сфере идеологии и давал уникальную возможность детального проникновения в искусство представленной эпохи.

Наши студенты нашли эту программу чрезвычайно интересной. Как показал письменный экзамен, по тематике и качеству фильмов они отдали ей предпочтение по сравнению с другими просмотрами, которые имели место по курсу советского и постсоветского кино, который я преподаю. Они особо отметили высокую информативность фильмов, углубившую их понимание советской культуры и политической системы,  способной использовать искусство в целях контроля и пропаганды, и пытались соотнести это с практикой других политических систем.

Я очень благодарен Регине Хидекель, которая предложила нам участвовать в этой  программе, а также за профессиональное ведение дискуссий, где она в очередной раз проявила себя в качестве уникального специалиста по русскому искусству 20 века».

Юлия Трубникова, профессор Хантер Колледжа и русскоязычный поэт, также включила демонстрацию фильмов в программу обучения. «Я преподаю русскую культуру 20-го века и стремлюсь обновить этот курс, сфокусировать его на социо-культурологичеких аспектах, и эти фильмы являются отличной иллюстрацией  по проблематике социалистического реализма и искусства авангарда. Я думаю, что студенты могут глубже погрузиться в эпоху и извлечь больше информации на примерах реальных судеб художников», - говорит Юлия Трубникова.

Профессор Катрин Непомнящи, директор Бард Колледжа, соорганизатор мероприятий в Колумбийском университете, с которой Центр также связывает многолетнее сотрудничество, высоко оценила качество и значение программы, в качестве преподавательского ресурса.

Фильмы смотрели и обсуждали студенты, преподаватели, известные в художественной среде Нью-Йорка искусствоведы и кураторы, коллекционеры и знатоки искусства, среди которых были кураторы Метрополитен музея и Музея современного искусства, горячо поддержавшие инициативу Русско-американского культурного центра. Интересно было всем - ведь это была редкая возможность заглянуть в эпоху и жизнь художника

Успех просмотров и дискуссий подтвердил своевременность и необходимость программы, восполняющей пробелы в образовательных курсах и, в целом, в осведомленности о русской культуре, к чему тянется широкая и заинтересованная американская публика.

Русско-американский культурный центр (RAСС) выражает глубокую благодарность Фонду «Русский мир» за поддержку проекта «Ключ от вечности», без которой он не мог бы состояться, а также Студию «Образ» и ТВ «Культура» за разрешение демонстрировать фильмы в программах Центра.

Координационный совет соотечественников в США



http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=7738