Публикации

25.12.2012
Максим Сергеев
Дайте жалобную книгу!

Дайте жалобную книгу!

Через год в России должен появиться единый электронный реестр жалоб на чиновников. Как предполагают в правительстве, это позволит сделать работу «слуг народа» более прозрачной и заставит их оперативно реагировать на просьбы людей.

Правительство решило положить конец чиновничьей безответственности, издав постановление №1198 со сложным, но многообещающим названием «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного обжалования решений и действий (бездействия) чиновников при предоставлении государственных и муниципальных услуг».

Едва ли не каждому россиянину выпадает «счастье» время от времени сталкиваться с чиновничьей волокитой и полнейшим равнодушием к его проблемам. Добиться конкретных дел от власть предержащих бывает ох как сложно. Люди, у которых нет ни положения, ни связей, практически обречены на заведомое поражение в борьбе с бюрократическим аппаратом. А пожаловаться на неправомерные действия или бездействие чиновников по большому счету некому. Ведь нередки случаи, когда жалоба на должностное лицо возвращается… тому самому должностному лицу, и круг замыкается. Разумеется, можно обратиться в суд. Но мало у кого хватит терпения, сил и времени мотаться по судебным заседаниям, которые бесконечно откладываются и переносятся и еще неизвестно чем могут закончиться.

Правительственным постановлением создается своего рода электронная жалобная книга, которая начнет принимать заявления граждан с 1 января 2014 года. Обратиться с жалобой можно будет по Интернету. ИТ-система включает две подсистемы: интернет-портал и, собственно, реестр жалоб на действия и бездействия государственных и муниципальных служащих, федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и на органы местного самоуправления.

Поступившие жалобы не могут быть анонимными. По замыслу идеологов системы, доступ к ней заявители смогут получить только после авторизации в той же федеральной информационной системе, которая обеспечивает доступ к сайту госуслуг.

Интересно, что жаловаться можно будет не только в само ведомство, чиновник которого измотал гражданина, но и в некий многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Это уже другое дело: вопрос о нерадивом чиновнике в таком случае будет решаться незаинтересованными лицами.

Будущая система предполагает прозрачный ход рассмотрения поступивших обращений от граждан. Согласно положению, информация о рассмотрении жалобы в течение одного рабочего дня должна быть размещена в соответствующем реестре. Далее ход дела можно будет отслеживать по регистрационному номеру. Там же будет указана дата передачи жалобы для рассмотрения уполномоченному лицу, ход подготовки и согласования проекта решения, дата его подписания. Сам ответ также появится в базе данных. Вести новый информационный ресурс будет Минэкономразвития.

Разумеется, когда работа чиновника на виду, его легче призвать к ответу. Единая электронная система по логике должна в хорошем смысле испугать чиновника и заставить его стать дисциплинированным. Кроме того, в некоторых ведомствах сейчас планируется добавить к критериям оценки работы чиновников еще и число поступающих на них жалоб.

Принятые правила, вполне вероятно, повысят качество предоставляемых госуслуг, а также дадут возможность гражданам и фирмам оперативно обжаловать решения и действия (бездействие) чиновников. Если жалоба будет признана обоснованной, чиновник, допустивший нарушение, будет оштрафован, а заявитель – восстановлен в своих правах.

Журнал «Русский век», №12, 2012 г.



http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=7659