Публикации

26.10.2011
«Русская школа за рубежом»

«Русская школа за рубежом»

проект концепции

В соответствии с решением Всемирной тематической конференции российских соотечественников "О статусе русского языка в зарубежных странах" портал "Русский век" публикует проект концепции "Русская школа за рубежом" и приглашает соотечественников к активному обсуждению документа на страницах нашего ресурса. Вы можете оставить свои комментарии к тексту концепции посредством соответствующего сервиса, расположенного под публикацией, или же выслать на электронный адрес редакции нашего портала (info@ruvek.ru), указав тему "Русская школа за рубежом", свои мысли, предложения и пожелания в форме статьи или аналитической записки, которые также будут опубликованы.

 

Концепция «Русская школа за рубежом»

Проект

по состоянию на 14 октября 2011 года

1. Актуальность проблемы

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 21 января 2011 года № Пр-141 МИД России и Россотрудничеству поручена разработка государственной концепции поддержки русского языка за рубежом и концепции «Русская школа
за рубежом».

В условиях глобализации в XXI веке назрела необходимость в разработке ориентированных на практическое решение подходов организации сферы основного общего образования на русском языке в мировом культурно-образовательном пространстве. Это стало особо актуальным в силу присоединения Российской Федерации в 2003 году к Болонской декларации и вступления в единое европейское образовательное пространство, которое позволяет обеспечить свободное передвижение учащихся и педагогических работников высшей школы, а также объективно признать их квалификацию.

Получение основного общего образования по программам современной российской школы за рубежом позволит учащимся быть конкурентоспособными как на российском, так и на зарубежном образовательном и трудовом рынках.

2. Нормативная база

Настоящая Концепция учитывает положения Основ стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г., Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации  12 июля 2008 г., Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, одобренной Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. № Пр-1040, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период  до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также международные соглашения Российской Федерации, в частности, документы Болонского процесса, участницей которого Россия является с 2003 года.

Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере внешней политики
и внешнеэкономической деятельности, а также ряд других нормативных актов (Приложение 1).

3. Цели и задачи

Цели:

– обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке;

– обеспечение широкого доступа соотечественников за рубежом к российским образовательным программам и основному общему образованию на русском языке;

– целенаправленное воздействие на мировоззрение проживающих  за рубежом детей и подростков, базирующееся на российских культурных традициях и моральных ценностях;

– создание условий для формирования новых поколений за рубежом, позитивно настроенных к современной России.

Задачи:

– обеспечение предоставления за рубежом качественного основного общего образования на русском языке, способного конкурировать
с образовательными структурами других зарубежных стран;

– модернизация школ основного общего образования за рубежом с преподаванием на русском языке как института социального развития российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

– развитие за рубежом системы оценки качества русскоязычного образования и обеспечение востребованности российских образовательных услуг;

– культурное и эстетическое воспитание учеников, основанное на российских традициях;

– социализация и воспитание у школьников нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

4. Основные положения

4.1. Название

В современном глобальном мире имеется немало примеров распространения национальных систем образования в других странах – Международная Британская школа, Школа международного бакалавриата, Международная украинская школа, Американская школа. В качестве рабочего определения в рамках настоящей Концепции предлагается утвердить название «Русская школа за рубежом». Это название подчеркивает, с одной стороны, приверженность школы российским образовательным традициям и стандартам, и с другой стороны – международный характер их деятельности.

4.2. Основные критерии организации школ

К основным критериям относятся:

– обучение на русском языке, основанное на российских культурных традициях и моральных ценностях;

– соответствие структуры и содержания образовательных программ государственным образовательным стандартам Российской Федерации;

– конкурентоспособность основного общего образования на русском языке на зарубежном образовательном рынке.

Критерии расположены в порядке приоритетности.

Все школы за рубежом, соответствующие одному, нескольким или всем критериям, могут на основе добровольной регистрации в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее – Россотрудничество), получить статус (сертификат) «Русская школа за рубежом» различного уровня.

Это станет условием их последующего участия в реализации специальной подпрограммы «Русская школа за рубежом» к государственной программе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» (далее – Программа) и получения поддержки, соответствующей каждому уровню.

4.3. Типология школ

Для формирования подходов к выработке и реализации Программы и придания статуса «Русской школе за рубежом» предлагается ввести типологию зарубежных школ, выделив следующие основные типы.

«Русская школа за рубежом» I типа – это общеобразовательная школа, где преподавание ведется на русском языке в соответствии
с российскими образовательными стандартами. Школы этого типа соответствуют полному набору критериев. К ним относятся:

– школы Министерства иностранных дел Российской Федерации;

– школы Россотрудничества.

Эти школы функционируют в соответствии с заявленной целью Концепции – обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке.

Следует также отметить, что эти школы являются российскими в силу их ведомственной принадлежности и нахождения их в собственности Российской Федерации. Процедура аккредитации этих школ и лицензирования их деятельности определяется действующим законодательством Российской Федерации и не требует согласования с местными органами власти. Учебный процесс в них строится на основе российского базисного учебного плана. Документ об образовании (аттестат российского государственного образца) и об успеваемости, эти школы должны выдавать в установленном порядке, то есть по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать школы I типа принимать на обучение, прежде всего граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, а также на платной основе – граждан страны месторасположения школы из числа российских соотечественников.

«Русская школа за рубежом» II типа – это общеобразовательная школа, где преподавание ведется по интегрированным образовательным программам в соответствии с российскими и национальными образовательными стандартами. Школы этого типа соответствуют полному набору критериев. К ним относятся:

– школы с русским языком обучения, созданные за рубежом
при участии Российской Федерации.

Деятельность таких школ регулируется межправительственными (межгосударственными) соглашениями. Эти школы реализуют конституционное право граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке, способного конкурировать на зарубежном образовательном рынке.

Процедура аккредитации таких школ и лицензирования их деятельности производится в соответствии с национальным законодательством и с учетом процедур, предусмотренных межправительственными (межгосударственными) соглашениями.


По окончании таких школ выпускники получают документы об образовании страны месторасположения школы, а также дополнительно российский документ об образовании (аттестат) государственного образца.

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать школы II-го типа принимать на обучение не только граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, но также граждан страны месторасположения школы, в том числе из числа соотечественников, желающих получить образование на русском языке. При этом обеспечивается уровень образования, способный конкурировать с образовательными учреждениями других зарубежных стран, на территории которых расположена школа.

Важнейшим конкурентным преимуществом таких школ станет организация доступа выпускников школы к процедурам сдачи ЕГЭ  в соответствии с требованиями нормативной базы Российской Федерации.

«Русская школа за рубежом» III типа – это национальные общеобразовательные школы с преподаванием на русском языке и классы
с преподаванием на русском языке в национальных школах. Школы этой группы соответствуют полному или частичному набору критериев, при этом обязательным является обучение на русском языке. К ним относятся:

– государственные национальные начальные, основные и средние школы с русским языком обучения в странах Содружества Независимых Государств (СНГ);

– негосударственные национальные начальные, основные и средние школы с русским языком обучения;

– классы с русским языком обучения в национальных школах.

Таких школ в настоящее время подавляющее большинство. Их деятельность регулируется национальным законодательством страны пребывания. Школы реализуют местные программы обучения. При этом уровень освоения в них образовательных программ в целом и/или по отдельным предметам соответствует требованиям российских образовательных стандартов.

Деятельность этих школ соответствует целям формирования мировоззрения новых поколений за рубежом, позитивно настроенных к современной России и базирующихся на российских культурных традициях и моральных ценностях.

Процедура аккредитации таких школ и лицензирования их деятельности производится в соответствии с национальным законодательством. По окончании школы выпускники получают документы об образовании страны месторасположения школы.

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать школы III типа к организации учебного и воспитательного процесса, направленного на обеспечение качественного конкурентоспособного образования на русском языке, социализацию и воспитанию у школьников нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

Выпускникам таких школ предоставляется возможность дополнительно получить российский документ об образовании (аттестат) государственного образца.

«Русская школа за рубежом» IV типа – это учреждения дополнительного образования, реализующие образовательные программы, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования Российской Федерации. Школы этой группы соответствуют частичному набору критериев, при этом обязательным является обучение на русском языке. К ним относятся:

– курсы дополнительного образования;

– школы выходного дня;

– воскресные школы;

– организации соотечественников и ассоциации учителей русского языка и литературы, реализующие образовательные программы.

Деятельность таких учреждений дополнительного образования регулируется национальным законодательством.

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать к активизации процессов культурного и эстетического воспитания учеников, основанного на российских традициях.

4.4. Поддержка образования на русском языке за рубежом

Характер, формы и масштабы поддержки образовательных учреждений за рубежом определяются наличием сертификата «Русская школа за рубежом» и включают в себя следующие виды.

4.4.1. Информационная поддержка

Информационная поддержка включает набор мероприятий, обеспечивающих русские школы за рубежом информацией образовательного, просветительского, научного, культурно-эстетического, нормативно-правого характера, которая способствует:

– укреплению престижности российского образования;

– пропаганде современных российских методик организации
и содержания учебного процесса, научных и методических разработок российских педагогов;

– разъяснению нормативных основ и преимуществ российского образования для молодежи в зарубежных странах;

– обоснованию экономической эффективности организации
и функционирования международных российских школ.

Мероприятия информационной поддержки реализуются путем комплексного использования современных информационных технологий – Интернета, телевидения, печатных и электронных СМИ – и включают создание специализированного интерактивного портала «Русская школа
за рубежом», несущего основную нагрузку в информационном обеспечении подготовки и реализации Концепции.

Индикатором эффективности мероприятий информационной поддержки является динамика роста количества интерактивных пользователей информационными ресурсами, представленными в рамках Программы.

4.4.2. Методическая поддержка

Мероприятия методической поддержки содействуют организации и осуществлению образовательного процесса в русских школах за рубежом на основе современных методических разработок российских педагогов, что включает:

– передачу русским школам за рубежом образовательных методик
и технологий, в том числе на лицензионной или лизинговой основе;

– разработку для русских школ за рубежом современных инновационных учебно-методических комплексов по программам российской школы;

– организацию использования русскими школами за рубежом российских сетевых коллекций цифровых образовательных ресурсов.

Индикатором эффективности мероприятий методической поддержки являются количественные и качественные изменения в образовательных программах, реализуемых за рубежом.

4.4.3. Поддержка материально-технической базы

Комплекс мероприятий по формированию и развитию материально-технической базы русских школ за рубежом позволяет организовать обучение на современном конкурентоспособном уровне, который включает в себя:

– содействие в улучшении учебных помещений русских школза рубежом (I и II типов), в том числе – проведение строительных и ремонтных работ;

– содействие в совершенствовании информационно-коммуникационного оборудования, учебной, компьютерной техники и специализированного программного обеспечения;

– содействие в создании инновационных учебно-методических комплексов по программам российской школы, учебников, учебно-методических пособий, книг и образовательных мультимедиаресурсов.

Индикатором эффективности мероприятий поддержки материально-технической базы русских школ за рубежом является увеличение количества таких школ и их учащихся.

4.4.4. Поддержка в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Перечень мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров формируется в виде процесса непрерывного образования для учителей и организаторов образования русских школ за рубежом, включающего очные и заочные формы, основанные, в том числе, на широком применении технологий дистанционного обучения в полном объеме, а также:

– среднесрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и переподготовки, реализуемые с помощью технологий дистанционного обучения;

– краткосрочные программы повышения квалификации и культурного просвещения зарубежных учителей в российских образовательных учреждениях;

– выездные методические и научные школы повышения квалификации в странах расположения международных российских школ.

Индикаторами эффективности мероприятий поддержки в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации являются качественные показатели состава преподавателей русских школ
за рубежом.

Приложение 1

 

Действующая нормативная база,

обеспечивающая функционирование Концепции

 

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г.

4. Основы стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

7. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 года № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».

8. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников
за рубежом на современном этапе, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 года.

Голосов:
18

Комментариев: 2

Просмотров: 9838

Поделиться

Комментарии

Уважаемые авторы концепции!
Подготовленный проект является новым качественным шагом вперед по поддержке русских школ за рубежом. Считаю необходимым и полезным предложить дополнения.
Первое дополнение к критериям:
- школы реализующие формирование у учащихся основ русской культурной идентичности на основе специальных программ или программных модулей.
Предллагаю также ввести еще один тип школы - школы с преподаванием на русском языке и реализующие специальные модули или программы формирования русской культурной идентичности учащихся.

Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук 28.10.2011 10:25:21

Добрый день, коллеги. Актуальность проекта переоценить трудно. В связи с реформами образования В России и перехода на требования нового ФГОС меняются образовательные технологии, методы и средства учебного процесса. Очень важно чтобы существовала информационно-методическая среда и для русских школ за рубежом. Аргументом может служить хотя бы тот факт, что данные школы имеют своего рода специфику, связанную с традициами страны проживания, которые не учитывать не возможно. необходимы центры повышения квалификации и распостранения педагогического опыта кадров работающих в школах за рубежом( так как следует опять же учитывать не которые специфические факторы организации учебного процесса). Отдельного решения требует вопрос организации лицензирования, аккредитации уже существующих русских школ под разным статусом, а так же процедуры проведения итоговых государственных экзаменов в 4,9 и11 классах. Необходимы учебные методические центры для организации профессиональной помощи и повышения качества ПОЛНОГО общего образования в русских школах за рубежом. Часто такие школы действуют в статусе дополнительного образования или как школы иностранного (русского) языка. Проблем связанных с профессиональной образовательной спецификой русских школ за рубежом, и требующих срочного решениия, много. Поэтому мы поддерживаем проект и готовы быть полезными в решении вопросов данного направления.
С уважением Вера Павловна Мурашко - учредитель \"РОЦ\" в РК, ведущий специалист \"РОЦ\" в РК, ведущий консультант общероссийского кадрового ресурса по вопросам развития образования.

"Русский Образовательный Центр" в Республике Корея 20.01.2013 09:10:42

Все комментарии к публикации »

Новости

25.05.2017 //14:49
Штрафы за нарушение языкового законодательства в Латвии могут существенно вырасти
24.05.2017 //13:42
24 мая в славянских странах чтят память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия
27.04.2017 //12:58
Мэра Риги вновь оштрафовали за общение на русском языке
26.04.2017 //13:15
Мария Захарова призвала секретариат ООН возобновить ежедневные радиопередачи на русском языке
10.04.2017 //13:17
«Тотальный диктант» написали в 866 городах по всему миру
23.03.2017 //15:34
В Словении прошел фестиваль, посвященный русскому языку
14.03.2017 //14:24
Мэр Риги все-таки должен будет заплатить штраф за общение в социальных сетях на русском языке
13.03.2017 //18:05
Руководителей общественных организаций Латвии заставят хорошо знать государственный язык
10.03.2017 //13:44
На Украине раскритиковали инициативу Порошенко о введении квот на украиноязычные телепередачи
09.03.2017 //11:19
Латвийский Центр государственного языка начал проверку выступления мэра Вентспилса

Все новости

Также по теме